December 6, 2011

Пущинская протонно-лучевая установка обречена?

Опубликовано 02.11.2011 17:31

Куда пропала протонно-лучевая установка за 10 миллионов долларов? И когда же в Пущино начнут лечить рак? Ведь протонно - терапевтический корпус в больнице научного центра был открыт еще год назад. Тогда журналистов заверили: изобретение российских ученых - протонно-лучевую установку, с помощью которой можно лечить рак даже на последней стадии, привезут сюда зимой. А уже через год в ее кресло сядут первые пациенты.
Год прошел, но установка в новом корпусе больнице так и не появилась. Неужели ее, как и врачей, которые собирались прийти работать в Пущино, перехватили в другом городе? Мы решили провести собственное расследование и найти пропажу.

А у вас есть такая же, только с перламутровыми пуговицами?
Протонно – лучевую установку мы нашли в Протвино, там же где она была и год назад. На производственной площадке компании «Протом» она проходит последнюю наладку.
- Мы используем ее для отработки новых идей, которые появились за это время, - рассказал нам член-корреспондент РАН, генеральный директор ЗАО «Протом» и разработчик установки Владимир Балакин. - То есть эта установка служит нам испытательным стендом.
Другого выхода у ученых просто нет. Лечить больных на установке нельзя, пока она не прошла сертификацию и клинические испытания. По той же причине в нерабочем состоянии находится и аналогичный аппарат в протвинской больнице. К сожалению, на получение сертификата, который должно выдать Министерство здравоохранения, уходит гораздо больше времени, чем предполагалось. Сейчас создатели установки устраняют все замечания чиновников.
– Замечания не очень принципиальные. Например, места крепления пациентов у нас были сделаны из дерева, но это недопустимо, - поясняет Владимир Егорович. - Нужно, чтобы они были из пластика. Так их легче мыть и дезинфицировать.
И такого типа замечаний за несколько лет было сделано десятки. Такое ощущение, что российскую разработку, специально не хотят пускать на рынок – признаются ученые. Финансирование проекта министерством науки уже давно прекращено. Компания Балакина выживает только за счет западных инвесторов.
- Другие академики звонили в РАН, утверждали, что их разработки лучше. Правда они только на бумаге и стоят в десятки раз дороже, поэтому считаются лучше, - рассказывает Балакин. - Главный онколог Минздрава писал в академию наук и рекомендовал прекратить нашу деятельность, поскольку она мешает закупать очень дорогие, в десятки раз дороже зарубежные установки, хуже по качеству и меньшей производительности. Но вы сами, надеюсь, понимаете мотивы движущие им. Поэтому нас никто и не признает в России.

Лучше меньше, да лучше
Зато за границей разработку Владимира Балакина признали уже давно. Контракты заключены с США, Англией, Словакией. Но смонтированные там протонно-лучевые установки тоже не могут начать работу, пока российское Министерство здравоохранения не даст сертификат.
Тем временем министр здравоохранения Татьяна Голикова в своих выступлениях приводит неутешительные цифры:
- За последние 10 лет смертность от онкологических заболеваний выросла до 13,8% и стала второй по значимости причиной смертности населения нашей страны. В настоящее время на учете в онкологических учреждениях состоит более 2,5 миллионов больных. К сожалению, около 60% среди впервые регистрируемых пациентов выявляются на третьей и четвертой стадии заболевания. Это снижает возможности лечения. В результате более 200 тысяч россиян ежегодно становятся инвалидами от онкологического заболевания.
Владимир Балакин утверждает: эффективность лечения рака на его установке достигает 90% на любой стадии рака, при этом она доступна каждой городской больнице. Например, для Пущино Академия наук ее приобрела за 10 миллионов долларов. На первый взгляд сумма кажется астрономической. Но если все посчитать…
- Электронные ускорители стоят 5 миллионов долларов, зато их производительность в 4 раза ниже нашей установки. А протонная установка в Дмитровграде стоит 6 миллиардов рублей, то есть 200 миллионов долларов. Это в 20 раз дороже, нашей разработки, - приводит факты Владимир Балакин. – Получается, что за цену одного Дмитровграда, нашими установками можно обеспечить всю Россию.
В Дмитровграде в год принимают всего 1200 пациентов. А производительность установки Балакина 2000 пациентов в год. Получается, что, когда установка все-таки начнет работать, в маленькой пущинской больнице смогут помочь большему количеству больных, чем во всероссийском центре ядерной медицины. Но при всем при этом сертификат Министерство здравоохранения пока не выдало.




Прогресс не остановить
Несмотря на все трудности Владимир Балакин настроен оптимистически. Он верит, что его разработку все-таки оценят на высоком уровне. Слишком много у нее достоинств. Помимо высокой производительности и экономичности, эта протонно-лучевая установка еще и абсолютно безопасна. При процедуре пучок протона будет попадать конкретно в место опухоли, а весь остальной организм получит минимальную дозу радиации, которая, по словам ученых, даже полезна. Парадокс, но это факт. Радиация в минимальных дозах, уверяют специалисты, стимулирует биологические ткани. При этом протонно-лучевая установка устроена так, что разрушается от воздействия протонов только опухоль.
- На самом деле можно стоять рядом с больным в момент облучения. И при этом вы получите дозу радиации выше, чем на улице, но меньше, чем в самолете, - утверждает Владимир Балакин.
Одним словом, все опасения пущинских родителей по поводу соседства детской поликлиники с протонно-терапевтичским корпусом беспочвены, уверены ученые.
Владимир Балакин ответил на все наши вопросы, кроме главного: когда же установка все-таки переедет в Пущино? Еще несколько месяцев уйдет на получение сертификата, потом должны пройти клинические испытания на 10 добровольцах, а потом еще полтора месяца надо будет потратить на монтаж установки в пущинской больнице.
В общем, вопрос, когда начнут лечить рак в наукограде остается открытым.

Мария ВАРГИНА, Михаил ПАНКРАТЬЕВ
©